Alexander (liketaurus) wrote,
Alexander
liketaurus

Categories:

Мой взгляд на менеджмент

Хочется рассказать о нескольких принципах работы с людьми, которых я всегда старался придерживаться. Кое-что я почерпнул из опыта работы в Intel, кое-что – из Microsoft Solutions Framework (http://www.microsoft.com/technet/solutionaccelerators/msf/default.mspx), что-то просто видел в работе в других компаниях.

Итак, начнем:

  1. Раз и навсегда забудьте о словах “руководитель”, “подчиненный”, “не тот уровень”, “иерархия” и им подобных! Нет никакой иерархии, нет никаких уровней, нет руководителей и подчиненных – есть команда единомышленников, стремящаяся к общей цели. Помните знаменитый принцип MSF о “команде равных”? Менеджер – не руководитель, а один из этих “равных”, отличающийся от остальных коллег только тем, что он несет ответственность за то, чтобы совместными усилиями (!) были приняты некоторые решения, были выполнены определенные телодвижения, и в установленные сроки достигнуты нужные результаты. Роль менеджера – это роль координатора, а не руководителя.
  2. О принятии решений в тиши кабинетов с последующим “доведением до сведения сотрудников” тоже забудьте – свободные коммуникации и равный доступ к информации жизненно необходимы для эффективной работы команды (тоже один из ключевых принципов MSF). Категорически неправильно принимать какие-то решения, а потом ставить людей перед фактом! Все решения необходимо принимать коллективно. Во-первых, одна-две-три головы – хорошо, а десять-тридцать – лучше:-). Глядишь, кто-то и подкинет идею, которая вроде бы лежит на поверхности, но вам в голову не пришла. Во-вторых, если люди будут чуввствовать себя причастными к принятию решений, это повысит уровень ответственности, лояльности, сплотит коллектив. Времена единоличных правителей прошли много лет назад…
  3. Ни в коем случае нельзя “воспитывать” сотрудников, накладывая на них материальные взыскания! Штрафы никогда ни до чего хорошего не доводили. Единственный результат, которого можно добиться, оштрафовав сотрудника – это снижение его мотивации и, как следствие, его эффективности. Почему? Да потому, что однажды оштрафованный человек уже не будет стараться  (да и не сможет) максимально качественно выполнять ту работу, с которой у него связаны воспоминания о взыскании – на передний план выйдет забота о том, чтобы у руководства не было повода оштрафовать его снова, т.е. формальное выполнение задачи затмит фактическое. Об уровне же мотивации сотрудника, стремящегося выполнить задачу, но по какой-то причине оштрафованного, я уже молчу – охоту что-то делать такой способ “воспитания” у человека отобъет надолго. Не говоря уже об обиде на “несправедливость жизни” и других подобных мыслях…
  4. Вообще, не стоит ругать и наказывать сотрудников, говорить о том, что что-то не сделано и т.д. Убить инициативу легко, а восстановить ее потом – ох, как трудно. Если что-то не сделано, значит на то есть причины. Вот их-то и нужно выявить. Один из принципов Intel’овской культуры – “адресовать проблему, а не человека”. В шаблонах документов этой компании, касающихся оценки персонала, я никогда не видел слов “недостатки”, “слабые стороны сотрудника”, “не выполненные обязательства” и т.д. – все они заменены политкорректной формулировкой “области, над которыми надо работать” (вольный перевод “areas for improvement”). Если уж надо пожурить коллегу, то лучше провести с ним 1:1, следуя принципу, что “хвалить надо при всех, а ругать наедине”.:-)
  5. Не следует дистанцироваться от коллектива. Будьте с людьми всегда и везде – пейте вместе кофе на перерывах, смотрите кинофильмы, тренируйтесь в спортзале, обсуждайте свои музыкальные пристрастия и т.д. Одевайтесть так же, как и остальные коллеги. Никаких костюмов и галстуков – времена “номенклатуры” уже в прошлом. Конечно, если вы приверженец авторитарного стиля правления, даже джинсы и спортивные вещи не сделают из вас “своего парня”, но все же… Говорите на том же языке, что и ваши коллеги – будьте проще.:-) И еще – стены ограничивают общение. Я категорически против отдельных кабинетов – чтобы быть эффективным менеджером, нужно быть в гуще событий, быть внутри коллектива, нужно дышать одним воздухом со своими коллегами. Идеальный вариант, если менеджер – выходец из этого же коллектива, который прекрасно понимает все нюансы работы коллег, сам через все прошел и сам все попробовал (вспомним MacDonald’s?). Еще лучше, если до того, как стать менеджером, человек какое-то время уже проработал бок о бок с этими же людьми.
  6. Будьте примером во всем. Не следует требовать от людей приходить на работу вовремя, а самому систематически опаздывать или приходить в офис во второй половине дня. Будьте эффективны – управляйте своим временем, “расшарьте” для всех коллег свой календарь, чтобы они всегда могли знать, где вы находитесь, оперативно отвечайте на письма (к примеру, по сведениям Xobni Analytics, у меня среднее время ответа на письмо – менее трех минут(!)), будьте пунктуальным, не “затягивайте” время совещаний, и т.д.

Я мог бы еще продолжать и продолжать этот список. Мне нередко говорят о том, что кроме “пряника” должен быть и “кнут”, но несмотря на это я считаю, что следование этим нехитрым принципам очень помогает мне в моей работе. В конце-концов, описанные мной вещи уже около тридцати лет (!) успешно применяются в двух компаниях, которые я считаю идеальными с точки зрения эффективности менеджмента – Microsoft и Intel. И это работает!

Tags: education, productivity, личное
Subscribe

  • Слідкуємо за собою з Fitbit Force

    Доброго дня, друзі! Минулого тижня я трохи прихворів, навіть не зміг з’їздити у Київ аби провести тренінг для SharePoint-розробників (до речі,…

  • Изба-читальня:-)

    Добрый вечер, друзья! Хочу поделиться с вами впечатлениями от книг, прочитанных за последнее время. Итак, какие же произведения привлекли мое…

  • Годинники розумнішають:-)

    У кінці листопаду минулого року я замовив в DealExtreme.com новорічний подарунок для себе – Bluetooth-годинник. Отримати його я мав якраз…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments

  • Слідкуємо за собою з Fitbit Force

    Доброго дня, друзі! Минулого тижня я трохи прихворів, навіть не зміг з’їздити у Київ аби провести тренінг для SharePoint-розробників (до речі,…

  • Изба-читальня:-)

    Добрый вечер, друзья! Хочу поделиться с вами впечатлениями от книг, прочитанных за последнее время. Итак, какие же произведения привлекли мое…

  • Годинники розумнішають:-)

    У кінці листопаду минулого року я замовив в DealExtreme.com новорічний подарунок для себе – Bluetooth-годинник. Отримати його я мав якраз…